top of page
Writer's picturela notte

Итальянский сезон: Отцовский инстинкт глазами Ферцана Оцпетека и Чэн Ю Чиэ (18+)

Алена Беляева рассуждает об Италии и Тайване, различии культур и общности проблем на примере фильмов двух ярких представителей авторского кино.


Так случилось, что я люблю Италию и итальянское кино. Хотя в итальянском кино я больше всего люблю фильмы Ферцана Оцпетека, режиссера, который родился в Стамбуле, а снимать фильмы начал в Риме. Его последний фильм "Богиня фортуна" и должен был стать предметом этой рецензии, но вскоре после того, как я его посмотрела, мне на глаза попался трейлер тайваньского фильма "Дорогой жилец" Чэн Ю Чиэ. И я поняла, что гораздо интереснее будет порассуждать об обоих этих фильмах вместе, хотя бы потому что режиссеров, которых разделяет полмира, примерно в одно и то же время заинтересовала одна тема, а именно какой может быть семья в наше время.


"Богиня фортуна" и режиссер фильма Ферцан Оцпетек


Но будем последовательны. Главные персонажи итальянского фильма - Алессандро и Антонио. Алессандро - сантехник, а Антонио работает дома, он переводчик. Они уже 15 лет вместе. Зритель встречается с ними впервые, когда их, казалось бы идеальная жизнь даёт трещину. На глазах всех друзей и знакомых Алессандро расписывается в неверности Антонио. В этот момент его подруга Аннамария приезжает в Рим, чтобы лечь в больницу на обследование, и двое мужчин соглашаются присмотреть за её двумя детьми.


Герой "Дорогого жильца" Линь Чиэньи одинок. Он снимает мансарду в доме пожилой женщины госпожи Чжоу. Сначала нам совершенно не ясна его роль в этом доме, потому что впервые мы видим главного героя глазами Ли Гана, младшего сына госпожи Чжоу. После многих лет отсутствия Ли Ган возвращается домой из Китая и видит, что за его матерью и сыном погибшего старшего брата ухаживает посторонний человек, арендатор. Причем Линь настолько близок семье, что даже готовит им праздничный новогодний обед, да и мальчик скорее послушается жильца, чем родного дядю.



Уже здесь можно видеть пересечение жизненных обстоятельств героев обоих фильмов. И на Антонио, и на Линя ложится забота о доме и детях. С одной стороны, они вынуждены это делать. В первом случае Алессандро весь день работает и не может разделить эти заботы с партнером, во втором - отец мальчика и старший сын госпожи Чжоу Ли Вэй, который жил в доме матери и заботился о ней и ребенке, умер. Больная диабетом и очень пожилая бабушка не может сама заниматься ребенком. И это берёт на себя друг погибшего сына и арендатор Линь Чиэньи.


С другой стороны, оба героя охотно берут на себя обязанности, которые традиционно считаются женскими. Антонио создает уют для себя и своего партнера в их общем доме. Мотивация Линя понятна не сразу. Ли Гану, который давно не был дома, забота незнакомого человека о его семье кажется даже подозрительной. Наверно еще и потому, что сам Ли Ган не обременяет себя заботой о родных, и даже наоборот. Позднее мы узнаем, что Ли Вэй, его старший брат, был вынужден погашать долги младшего брата, когда тот сбежал от кредиторов в Китай. Через полгода после визита младшего сына домой госпожа Чжоу умирает. Никого не удивляет смерть пожилой тяжело больной женщины. Но её младший сын тут же обращается в полицию, потому что узнаёт, что дом матери с видом на море, который можно с выгодой продать, завещан внуку женщины, а опека над мальчиком досталась подозрительному арендатору. Теперь уже прокурору предстоит узнать, кем же был для семьи госпожи Чжоу Линь Чиэньи.


"Дорогой жилец" и Чэн Ю Чиэ


В итальянском фильме персонаж Антонио раскрывается благодаря случаю. Если про Алессандро мы с самого начала знаем, что он ищет острых ощущений на стороне, то Антонио кажется домоседом и тем, кто больше всего старается для поддержания реноме их семьи. Но один звонок разрушает эту иллюзию. Оказывается, что у Антонио уже два года роман с другим мужчиной, и он даже подумывал о том, чтобы бросить Алессандро.

Тем временем Аннамария понимает, что её заболевание гораздо серьёзнее, чем казалось раньше. Она хочет позаботиться о своих детях, на случай, если с ней что-то случится. Отцы детей не признали, и она решает вверить их судьбу человеку, которому больше всего доверяет, - её другу и, возможно, бывшему любовнику - Алессандро, тем более, что в отличие от неё, у него есть многолетний надёжный партнёр. Но Аннамария опоздала, Антонио и Алессандро расстаются, и женщина вынуждена отправить детей к матери, с которой много лет не поддерживает отношения.



Так на сцене появляется баронесса Элена Мускара, и мы можем сравнить двух матерей, её и госпожу Чжоу. Обе эти женщины представляют традиционное консервативное общество. Они обе уже в почтенном возрасте, являются старшими в своих семьях и считают себя в праве принимать важнейшие для их семей решения. Госпожа Чжоу сильно больна, ворчлива и вечно недовольна Линем, несмотря на все его заботы. Синьора Элена рада первой встрече с внуками, она улыбается и гордо демонстрирует обветшалый, но еще величественный дворец, в котором живет вместе с преданной служанкой. Обе героини раскрываются, когда встаёт вопрос об опеке над детьми.


Но об этом позже. Давайте вернёмся к Линю и наконец узнаем, кто же он такой. Именно это в первую очередь интересует женщину-прокурора, которая расследует смерть госпожи Чжоу. Линь вынужден признать, что у него и Ли Вея, старшего сына госпожи Чжоу, был роман. После этого прокурор интересуется, почему Линь не оставил семью любовника после его смерти. И тут главный герой произносит одну из самых важных реплик всего фильма: "Если бы я был женщиной, потерявшей мужа, и заботился о его семье, вы бы задали мне этот вопрос?".

Специалисты выясняют, что госпожа Чжоу умерла от передозировки сильнодействующих обезболивающих, к Линю приходят с обыском, а потом забирают в участок на допрос. И если прокурор пытается честно исполнять свои обязанности и хочет докопаться до истины, то полицейскому, ведущему расследование, уже всё ясно. Линь не такой как все, у него были отношения с мужчиной, а после его смерти он время от времени знакомится с другими мужчинами через приложение в телефоне. И даже если на Тайвани разрешены однополые союзы, предубеждение против Линя у человека с патриархальными ценностями остаётся и влияет на его объективность, несмотря ни на какие законы. Он раскрывает информацию о частной жизни Линя и, тот оказывается практически без работы (он - преподаватель игры на фортепьяно в музыкальной школе), без поддержки близких.


В "Богине Фортуне" наоборот Алессандро и Антонио всё время окружены понимающими и принимающими друзьями. Режиссёр рисует вокруг них привычный для его фильмов кокон принимающего микросообщества, своеобразной семьи не по крови, но по осознанному выбору. И это микросообщество представляет собой целый коктейль из представителей самых разных меньшинств. Тут и беженка, и её дочь - трансгендерная женщина, и итальянка с черным цветом кожи, и мужчина, страдающий от деменции, который больше не в состоянии исполнять роль главы семьи, и многие другие, кого традиционное общество в лице синьоры Элены презирает и отвергает.


"Богиня Фортуна"


Скорее всего мир матрон и мир Линя, Алессандро и Антонио не пересеклись бы, если бы не дети. В обоих фильмах всё крутится вокруг них, решается их судьба. В "Богине Фортуне" детей двое - Мартина (двенадцать лет) и Алессандро (десять лет). Йо Юю из "Дорогого жильца" девять. Они все уже не маленькие и много понимают, но при этом остаются самыми непредвзятыми персонажами. Им нужна лишь правда. Мартина и Алессандро хотят знать, что происходит с их матерью, Йо Юй хочет знать, кто такой Линь и почему он усыновил мальчика. Причем, если про отношение Мартины и Сандро к тому, что они будут жить с двумя малознакомыми людьми, мы знаем лишь по их действиям, то Йо Юю в процессе усыновления задали четкий вопрос, и он ясно выразил своё согласие.


Когда Аннамария умирает, у баронессы больше нет причин быть вежливой с её друзьями, ведь они не могут оспорить её права на детей, не могут повлиять на её дочь. И синьора Элена в миг превращается из милой пожилой дамы в ведьму из Пряничного домика. Её властность, надменность и чувство собственного превосходства вырываются наружу. Становится очевидным, с каким неуважением она относилась к своей взрослой дочери, пренебрегая её последней волей, отказывая ей в праве на собственный выбор. Синьора Элена считает, что только она может принимать разумные решения. На самом деле внуки ей не нужны, но они принадлежат её семье, а баронесса ни за что не откажется от своего.

Как меняется с развитием сюжета госпожа Чжоу? Она тоже очень пожилая и консервативная, к тому же явно не очень образованная (она доверяет шарлатанским мазям с рынка больше, чем советам врача). Но когда дело доходит до судьбы её внука, она находит в себе силы действовать, исходя из интересов ребенка. Женщина доверяет маленького Йо Юя не второму сыну, а тому, кем вечно была недовольна, кому не позволила жить открыто и не лгать о самом себе. Она берёт в расчёт не кровные узы и предубеждение, а опыт. Опыт подсказывает ей, что любовник старшего сына надёжнее, он сможет позаботиться о ребёнке. В фильме мы и сами видим, что Линь Чиэньи готов взять на себя такую ответственность, а Ли Ган не знает мальчика и не знает, что с ним делать.


"Дорогой жилец"


Оба фильма задают много вопросов, острых, актуальных. Вопросов над которыми мы все ещё долго будем думать. Для меня, наверно, самый важный из них - вопрос родительского инстинкта. Действительно ли он так силён, действительно ли инстинкт - отправная точка в родительстве? Почему любая женщина априори считается обладательницей материнского инстинкта и может быть матерью несмотря ни на что, а мужчина может быть отцом лишь при определенных обстоятельствах и со множеством оговорок? Как же тогда инстинкты позволили синьоре Элене убить своего сына? И как инстинкт самосохранения не удержал Линя от признания в убийстве, которое он не совершал, ради спасения неродного ребёнка?


Наше общество меняется и меняется очень быстро. Сейчас мы живём в мире, где женщина может растить детей без помощи мужчины, равно как и мужчина, может не без определенных усилий, но может стать отцом, не находясь в отношениях с женщиной, а отсутствие детей уже давно не означает, что пресловутой воды некому будет подать. Но ценности традиционного общества, общества, в котором мы не живём уже больше ста лет, продолжают довлеть над нами, они продолжают ломать жизни, заставлять принимать неверные решения, жить не той жизнью, какой мы хотим. Возможно, уже пора понять, что перемены - это не всегда плохо?


Фото и видео: Romolo Eucalitto, mymovies.it, pathe.nl, msn.com, asianmoviepulse.com, 牽猴子 , elle.com, GoldenSceneHK, Warner Bros. Italia

15 views0 comments

Comments


bottom of page