«Симон Бокканегра» — опера Джузеппе Верди в трех действиях с прологом, премьера которой состоялась 12 марта 1857 года в театре «Ла Фениче» в Венеции. Либретто Франческо Мария Пьяве было создано по пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса, вдохновением для которой послужила историческая фигура первого дожа Генуи Симона Бокканегра.
Вторая версия, созданная при жизни Верди, либретто которой написал Арриго Бойто, была впервые исполнена в «Ла Скала» в Милане 24 марта 1881 года.
Кроме захватывающей истории корсара ставшего генуэзским дожем и его отношений с дочерью и окружением, опера интересна с исторической точки зрения. На патриотическое настроение произведения повлияло увлечение композитора идеями борьбы за объединение Италии и освобождение её от австрийского господства. Ярким воплощением идеи единства является ария Plebe, patrizi, popolo della feroce storia, аллюзия к Франческо Петрарке. Именно письма Петрарки о том, что Адрия и Лигурия, то есть Венеция и Генуя, — это части одной земли, и войн между ними быть не должно, упоминаются в сюжете оперы.
«Симон Бокканегра» вечером 25 июня был особенно знаменательным: на сцене Мариинского театра главную партию исполнил Пласидо Доминго, а за дирижерским пультом был никто иной как Валерий Гергиев. Всемирно известный тенор потряс публику эмоциональной глубиной выступления в баритоновой партии и присущими лишь его исполнению красками в характере героя. К тому же, опыт исполнения партии Габриэля Адорно позволяет Доминго погружаться в сюжет и свободно ощущать себя в дуэтах со всеми партнерами по сцене.
Татьяна Сержан (Амелия) обладает великолепными вокалом и мощнейшей энергетикой, позволяющей ей сверкать в партии юной Амелии. Ее героиня очаровывала обаянием музы Ренессанса, а голос, теплым июньским вечером, завораживал, перенося публику на берег Лигурийского моря.
Мощный голос и прекрасное интонирование в ариях Романа Бурденко (Паоло) неизменно впечатляет, его артикуляция позволяет не смотреть на субтитры. Его лирический баритон, с особой пластикой и выразительностью тембра, передает все оттенки противоречивого персонажа.
Бас Берлинской оперы Рене Папе (Якопо Фиеско) на сцене Мариинского воплотил образ не антагониста, но героя, верящего в свою правду и страдающего со всей мощью, как наружной, так и внутренней, своей личности.
В партии Габриэля Адорно Отар Джорджикия был эмоционален, а его лирико-драматический тенор раскрылся в полную силу в дуэте с самим Пласидо Доминго.
Мрачная атмосфера оперы Верди подчеркнута «темным» музыкальным оформлением и сильнейшими вокальными партиями для низких голосов Симона Бокканегры (баритон), Паоло (баритон) и Якопо Фиеско (бас). Опера рассказывает не только историю своих персонажей, но и позволяет проникнуть в глубины итальянского мировоззрения.
Текст и фото: Юлия Сумзина
Comments