Наступил октябрь, Pianissimo уже объявил даты зимнего фестиваля, но еще греют душу впечатления от летней программы. Фестиваль стал большим событием этого лета, проводимый традиционно в итальянском просвете Государственного Эрмитажа в Петербурге, а также в Москве и Нижнем Новгороде, он познакомил публику с новыми именами из России, Европы и даже Латинской Америки. В моём обзоре хотелось бы рассмотреть четыре из них, достаточно разноплановых с точки зрения музыкального стиля, выбранных произведений и атмосферы выступлений.
Джакомо Тора — итальянский пианист, выбравший необычный репертуар и исполнивший произведения Иоганна Себастьяна Баха, Ференца Листа, Марио Кастельнуово-Тедеско и Клода Дебюсси в одной программе с удивившими публику избранными моментами из цикла «Игры» современного венгерского композитора Дьёрдя Куртага, что стало, наверное, основным событием фестиваля. Тора продемонстрировал очень органичное, но необычное звукоизвлечение, интересно ощущавшееся в залах увешанных произведениями итальянских мастеров: своеобразное музыкальное кьяроскуро, существующее вне времени и пространства, торжественное и тревожное.
Следующим ярким участником фестиваля, концерт которого мне посчастливилось услышать, был Джан Сарач, юный, энергичный, возросший в своем мастерстве по сравнению с его первым выступлением на фестивале Pianissimo в 2022 году, успевший выступить с оркестром Мариинского театра под управлением Джеми Джан Делиормана. Его выступление выделяется яркостью и стихийностью по своей энергии и потрясающими переходами. Юному пианисту идеально подходит выбранное им романтическое направление: Ференц Лист и Фридерик Шопен, его интерпретация Сергея Рахманинова также близка к чистому романтизму. Совершенно неожиданным было выступление Сарача на бис с работой Фазыла Сая, современного турецкого композитора: гипнотическая музыка, относящая нас к силам природы и земли, словно уносит в другое измерение.
В день концерта мы с Джаном встретились для фотосессии, в которой хотели показать творческое настроение и атмосферу фестиваля с точки зрения музыканта.
Марко Оттавиани — романтик, классик, пианист с легкой и изящной манерой исполнения, выбрал для своего репертуара известные нам имена: начал с Доменико Скарлатти, оказавшего большое влияние на музыкальный классицизм, продолжил в стиле романтизма — Ференцом Листом, Александром Скрябиным и Иоганнесом Брамсом. Вспоминая роман Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?», после исполнения Оттавиани хочется ответить на вопрос из названия однозначно положительно, ведь музыкант исполнил программу интеллигентно и очень в стиле итальянской школы.
Наконец, Сунмин Ким из Южной Кореи, студент Джульярдской школы — одного из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки, обладает абсолютно потрясающим владением музыкальными переходами и очень легким, но, при этом, наполненным исполнением. Он также выбрал романтический и классический репертуар, в его выступлении прозвучали: очень нежный Шопен, переливающийся и легкий Моцарт, романтичный Морис Равель и Сергей Рахманинов с Сонатой номер 2 си-бемоль минор. Вольфганг Амадей Моцарт — несомненно гениальный композитор, но не каждому дано исполнять его с таким погружением в музыку и ощущением произведения как это удается Сунмину Киму. Его ноты как будто бы разливаются по залам, и весьма необычная акустика Эрмитажа позволяет им еще больше раскрываться в рамках концерта.
На мой взгляд, программа летнего сезона этого года, несмотря на то, что была лично мной охвачена не полностью, была очень интересной и богатой на новые имена для уже привыкшей к высокому исполнительскому уровню участников фестиваля публике. Стоит обратить внимание на каждого из музыкантов и найти в них свежие и очень интересные оттенки восприятия, пусть где-то хорошо известных произведений, но в индивидуальных интерпретациях, а также их обращения к стилям XX и XXI веков.
Текст: Юлия Сумзина
Фото: Юлия Сумзина, Денис Денисов (Pianissimo)
Comments