top of page

Образ Парижа в кино французской «Новой волны». Часть I. Трюффо.

Writer's picture: Julia SumzinaJulia Sumzina

Париж — город вдохновения художников-импрессионистов, музыкантов, писателей, и режиссеров. По мнению многих, именно столица Франции является самым романтичным городом Земли. Мы всегда любили Париж: во времена СССР зрители наслаждались французскими комедиями с Пьером Ришаром, позже — узнали о классическом французском кино из 60-х, конечно же, все видели фильмы Люка Бессона и многие любят, так называемый, французский арт-хаус. Какой же Париж мы любим сейчас? Наверно, все началось в 60-х годах ХХ века, когда во Франции Де Голля и Сартра зародилось одно из самых интересных кино-явлений — Новая волна. Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Аньес Варда, Клод Шаброль, Филипп Гаррель и другие свободные кино-художники середины прошлого века оказали ни с чем не сравнимое влияние на тех, кто появился после них. Современные режиссеры во главе с Бессоном, Оноре и Озоном пытаются вернуть нас в тот же полный романтики и свободы город, сводивший с ума «молодых американок, влюбленных в старую Европу» в 60-е. Пожалуй, начать стоит с того, чья фамилия первой приходит в голову при словосочетании «Новая волна» — Трюффо.


Франсуа Трюффо. Фото: Raymond Cauchetier

Франсуа Трюффо — режиссер новатор, режиссер-романтик, человек, фильмы которого не теряют своей привлекательности для каждого нового поколения зрителей.

В каждой своей работе Трюффо, особенно в цикле имени Антуана Дюанеля, снова и снова признается в любви к Парижу, атмосфера которого меняется в зависимости от настроения фильма. Пасмурный и холодный город в культовом «400 ударов» (1959), где публика видит прекрасные, но мрачные панорамы и абсолютно потерянного Антуана. Зритель мерзнет вместе с ним, пытается убежать по широким улицами и с самого начала и до конца не может почувствовать себя комфортно.


Жан-Пьер Лео на съемках «Антуан и Колетт» (1962). Фото: Raymond Cauchetier

«Антуан и Колетт» (1962), короткометражная история о совсем ненамного повзрослевшем Антуане, имеет совершенно другое настроение. В свои семнадцать главный герой пытается «встать на ноги», он живет в отеле в центре Парижа, работает в компании, производящей грампластинки, интересуется классической музыкой и регулярно ходит на концерты. За почти полчаса фильма зритель видит Париж 1962 года во всей красе: в его весенней атмосфере внимание задерживается на концертных залах, модных кафе и афишах свежих фильмов. Кажется, молодые люди, живущие в этом весеннем Париже, обязательно должны с головой окунуться в романтичную историю со счастливым концом. Но счастье Трюффо показывает лишь на финальных кадрах: целующиеся парочки на газонах, набережных и в скверах, дети с мороженым, смеющиеся девушки в кафе. Абсолютно разные люди наслаждаются жизнью в наполненном весенней свежестью городе.


Жан-Пьер Лео и Мари-Франс Пизье на съемках «Антуан и Колетт» (1962). Фото: Raymond Cauchetier

Жан-Пьер Лео и Клод Жад в фильме «Украденные поцелуи» (реж. Франсуа Трюффо) Третий фильм об Антуане пришелся на 1968 и стал первым цветным в серии. «Украденные поцелуи» с великолепными видами на Монмартр и Сакре-Кер, Эйфелеву башню, с уютными улицами и длинными аллеями, показывают нам героя в жизненной рутине. Снова зрителю не очень тепло в зимнем Париже, как и Антуану, бегающему по всему городу в легком пальто. Можно познакомиться с принципом работы пневматической почты, в кратчайшие сроки по трубам доставляющей письмо, пойти вместе с героями на кладбище Монмартр, и, в самом конце, посидеть на лавочке, ощущая приход весны. Продолжение следует…


Текст: Юлия Сумзина (@js_artsreview)

Фото: Raymond Cauchetier

Видео: UniFrance

134 views0 comments

Comments


bottom of page