23 сентября 2021 Мариинский балет открыл новый, 239-й сезон, на Исторической сцене программой произведений Михаила Фокина: «Шопениана», «Видение Розы», «Лебедь» и «Шехеразада».
Эпоха Русских сезонов С.П. Дягилева произвела переворот в мировом балетном искусстве и моде более века назад. По сей день балеты того периода являются эталонными с точки зрения хореографического вкуса и элегантности.
Будучи посвящением эпохе балетного романтизма, «Шопениана» стоит особняком среди произведений хореографа. Техника в традиции романтической хореографии принимает эстафету у Жана Коралли и Августа Бурнонвиля.
Юноша, в исполнении аристократически статного и гибкого Ксандера Париша, легок и поэтичен. Он взлетает на прыжки аккуратно, но смело, мягко приземляясь, словно не только сильфиды являются духами воздуха, но и случайно забредший в лес молодой человек — им родня. Екатерина Осмолкина воздушна в дуэте, музыкальна и прекрасно справляется с мелкой техникой, как и Яна Селина с ее легкостью в вариациях и озорным обаянием сильфиды. Ксения Фатеева, в свою очередь, старается продемонстрировать свои лучшие стороны и, могу сказать, что романтический стиль ей подходит.
Владимир Шкляров в «Видении Розы» порхает над сценой и словно куражится, широко и смело, в образе юноши-Розы из сна героини Кристины Шапран. Легкость и видимая простота исполнения не может не очаровывать публику.
«Лебедь», чарующий и трагический, у Екатерины Кондауровой — абсолютно выдающийся. Четыре минуты зрители наблюдают за последней борьбой и агонией прекрасной умирающей птицы, затаив дыхание. Красота линий, несравненная пластика и стихийная мощь движений — все это завораживает, погружая публику в гипнотическое состояние.
Чувственная «Шехеразада» всегда предстает украшением любого балетного вечера. Дуэт Надежды Батоевой и Тимура Аскерова был техничен и обладал тем сочетанием пластики и сдержанности, которое придало балету новые драматические оттенки. Яркий, властный и несомненно красивый Шахрияр в исполнении Сослана Кулаева является еще одним полноценным героем трагической истории любви, треугольника, разыгравшегося между ним, красавицей Зобеидой и ее Золотым Рабом.
Словом, сезон начался ярко и, одновременно, с присущей Мариинскому элегантностью. Хореография Михаила Фокина продолжает жить на мировых сценах и невольно вспоминаются слова этуаля Парижской Оперы Хосе Мартинеса: «Сейчас многие говорят, что балеты Русских сезонов похожи на музейные экспонаты. Ну так что же? Мы же ходим в Лувр, приезжая в Париж. Точно так же бережно нужно относиться к балетам русских парижских сезонов». Так и в Петербург можно и нужно приезжать, чтобы увидеть не только Эрмитаж и другие места «с открытки», но и Les Ballets Russes в исполнении высочайших мастеров классического танца.
Текст и фото: Юлия Сумзина
Commentaires