Анастасия Свиридова продолжает серию обзоров премьер Венецианского кинофестиваля 2021:
Этот отзыв будет о, пожалуй, самом личном для меня фильме Венецианского кинофестиваля этого года - «Утраченные иллюзии» французского режиссёра Ксавье Джанноли.
Он снят по роману Оноре де Бальзака «Человеческая комедия», который погружает нас в историю молодого поэта, решившего с помощью связей получить видимость в парижском обществе, публиковаться в уважаемых изданиях и стать известным, если не поэтом, то публицистом.
Выбор исполнителя главной роли Люсьена Шардена пал на молодого многообещающего актера Бенджамина Вуазена, которого вы можете помнить по роли Давида в фильме Франсуа Озона «Лето ‘85». Его герой у Джанноли - мечущийся, ищущий молодой человек, очень ведомый и наивный, добрый и открытый, талантливый, но тщеславный. Он учится играть в жизнь и получает различный опыт и неизбежные травмы. На пути Люсьен встречает важных для его истории людей: это и дама из высшего света - роскошная Луиз (Сесиль де Франс), разбитая и влюблённая, вобравшая в себя трагизм женщины бальзаковской эпохи, и веселый повеса, друг-журналист Этьен (Венсан Лакост), и изысканный, немного надменный барон Натан (Ксавье Долан), который, кажется, завидует успеху молодого человека, но вскоре проникается к юнцу и показывает ему жизнь. Игра всего каста - большое наслаждение, но приятнее всего наблюдать за восходящей звездой французского кино Вуазеном, так самоотверженно отдающего себя психологически непростой роли. Притягивает внимание и любимый зрителями Доланом, чье появление на экране всегда оказывается долгожданным.
На первый взгляд, простой сюжет разворачивается в глубокую жизненную драму и уводит зрителя, как и главного героя, за собой, то поднимая на вершины, то вдавливая в самое возможное дно жизни. Это костюмная историческая картина, обладающая очень современным посылом и актуальными характерами. На фоне Парижа времён Реставрации монархии, под аккомпанемент классической музыки происходят события, которые с лёгкостью вписываются в современность. Любовь, дружба, социальное неравенство, слава, признание и цена за него - такие «стандартные» темы поданы с сильным накалом и концентрацией эмоций, с давлением на самые потаенные точки зрительской души.
На протяжении фильма не раз бросаются в глаза интересные решения с закольцовыванием сюжета: маленькие визуальные якоря, которые откидывают нас на прошлый виток повествовательной спирали. Здесь нужно отметить гениальную операторскую работу Кристофа Бокарна («Господин Никто», «Коко до Шанель»).
Грустно, что фильму не досталось ничего из наград фестиваля, хоть он был достойным претендентом. Но приятно вспомнить долгие овации стоя и шумные возгласы «браво», которые вырывались из сдавленного слезами горла.
Я настоятельно советую «Утраченные иллюзии», если в какой-то момент вам захочется не только насладиться роскошной картинкой, но и задуматься о целях, средствах их достижения и важности слушать своё сердце. И если это и горькое кино, то точно про очищающую и осознанную горечь.
Премьера в России: 21 октября 2021.
Текст: Анастасия Свиридова
Фото и видео: Анастасия Свиридова, официальные материалы к фильму
Kommentare